На боковины современных шин нанесена буквенная, цифровая и другая маркировка, несущая основную и дополнительную информацию, необходимую для правильного выбора шины.
Любая шина имеет на боковине обозначение производителя или торговую марку (блок 11 рисунка), название модели шины (блок 12 рисунка) и название страны производителя (блок 5 рисунка). Вся остальная маркировка, хотя и определяется соответствующими стандартами, имеет у каждого производителя свою специфику.
Основная маркировка
К основной маркировке, необходимой для выбора шины, обычно относят типоразмер шины (блок 1 на рисунке) и индексы нагрузки и скорости (блок 2 на рисунке).
Следует иметь ввиду, что для указания типоразмера шины используются две системы: американская (дюймовая) и европейская (метрическая), параметры которых несколько различаются. В настоящее время чаще используется метрическая система, хотя для грузовых шин и шин внедорожников встречается и дюймовая система.
В метрической системе обозначение типоразмера шины имеет вид
XXX/YY RZZ, пример 195/65 R15
- XXX – ширина профиля шины, выраженная в миллиметрах. Этот параметр проверяется на шине, накачанной до номинального давления.
- YY – серия профиля шины, фактически – отношение высоты профиля к ширине, выраженное в процентах. В начале развития автомобильной промышленности практически все шины былиполнопрофильными (значение параметра превышало 85%). Затем шины стали делать с профилем 70-85%. Такие шины называют высокопрофильными и иногда в обозначении указание серии опускают, если оно равно 80-82%, например, 175 R14. В настоящее время широкое распространение получили низкопрофильные шины с показателем менее 70% илисверхнизкопрофильные шины с показателем менее 55%.
- R – указывает, что шина имеет радиальную конструкцию. Если буквы R нет – шина имеет диагональную конструкцию. В настоящее время диагональные шины используются редко. Дополнительно некоторые производители указывают на шине маркировку RADIAL (блок 3 на рисунке).
- ZZ – внутренний посадочный диаметр шины, т.е. размер, который должен соответствовать диаметру обода колеса. Посадочный диаметр выражается в дюймах.
В дюймовой системе обозначение типоразмера шины имеет вид
XXxYY RZZ, пример P31x10.5 R15
- XX – внешний диаметр шины в дюймах.
- YY – ширина профиля шины в дюймах.
- R – указывает, что шина имеет радиальную конструкцию.
- ZZ – внутренний посадочный диаметр шины в дюймах.
Перед типоразмером может быть указан индекс назначения шины:
- P (Passenger car) – легковой автомобиль;
- LT (Light Truck) – легкий грузовик, пикап;
- SUV (Sport Utility Vehicle, Suburban Utility Vehicle) – внедорожник;
- ST (Special Trailer) – прицеп;
- LRO (Low Platform Trailer) – прицеп с низкой платформой;
- T (Time) – временная, запасная шина.
Индексы нагрузки и скорости (блок 2 на рисунке) являются условными и для определения конкретных значений необходимо обращаться к соответствующим справочным таблицам (Таблицы индексов нагрузки и скорости шин). Обозначение данных индексов в маркировке шины следует за маркировкой типоразмера шины и представляет собой числовой индекс нагрузки и буквенный индекс скорости, например, 100Q. В данном конкретном случае 100 означает, что максимальная нагрузка на колесо составит 800 кг. Q – означает, что допустимая скорость для данной шины – 160 км/ч.
Для шин грузовых автомобилей при попарной установке шин при указании индекса нагрузки используют обозначение вида 140/137K, где первое число индекс нагрузки одиночной шины, а второе – спаренной.
Приобретая новые шины, следует обязательно учитывать их максимальную эксплуатационную скорость и нагрузку. Важно также учитывать, что максимальная эксплуатационная скорость определяется на основании произведенных производителем лабораторных измерений в режиме тестирования и указывает на то, что шина способна такую скорость поддерживать в течение 10 минут!
Чем выше индекс скорости, тем мягче резина шины, благодаря этому улучшается сцепление с дорогой, но ускоряется износ шины. Так, можно сказать, что шина с индексом скорости W износится быстрее, чем шина с индексом скорости S. Параметры скоростного индекса и нагрузки не показывают долговременнуюскорость езды или нагрузки, они означают ту максимальную скорость и нагрузку, до которой шина сохраняет свои характеристики.
Зачастую на шине дополнительно расшифровывается максимальная нагрузка (блок 13 на рисунке). В этом случае указывается надпись MAX LOAD (максимально допустимая нагрузка на шину по стандарту США) и приводится масса в килограммах или в фунтах. Там же обычно указывается и MAX PRESSURE (максимально допустимое давление в шине по стандарту США). Однако лучше ориентироваться на индекс нагрузки.
Дополнительная маркировка
В качестве дополнительных характеристик могут указываться множество параметров, расположение и конкретный вид которых зависит от производителя шины.
На шине может быть указана маркировка, определяющая нагрузочную способность шины (блок 4 на рисунке):
- XL (Extra Load) – усиленная шина;
- RF (Reinforced) – усиленная шина с повышенной грузоподъемностью (6 слоев);
- С в конце типоразмера – грузовая шина (8 слоев);
Для шин с направленным и/или асимметричным рисунком протектора важно указание для их монтажа – на какую сторону и в каком направлении ставить колесо. Они могут быть обозначены следующими словами и символами (блок 6 на рисунке):
- Outside или Side Facing Out – внешняя сторона установки;
- Inside или Side Facing Inwards – внутренняя сторона установки;
- Rotation и стрелка – указывают направление движения;
- Left – шина устанавливается на левую сторону автомобиля;
- Right – шина устанавливается на правую сторону автомобиля.
Достаточно важными являются данные об условиях применения шины по сезону и покрытию (блок 7 на рисунке).
Для сезона обычно используются следующие обозначения:
- AS (All Season, Any Season) или AW (Any Weather) показывают, что шину можно использовать при любой температуре.
- Шину с отметками R + W (Road + Winter) можно использовать зимой и на асфальте.
- Winter или значок снежинки – маркировка зимних шин.
В зависимости от доступного покрытия, на котором должно использоваться шину, могут быть указаны следующие обозначения:
- M & S (Mud + Snow) – грязь плюс снег;
- A/T (All Terrain) – для любой местности;
- M/T (Mud Terrain) – для бездорожья.
Летние шины могут иметь отметку о том, что их можно использовать в дождь, и маркируются одним из слов: Aquatred, Aqua Contact, Rain, Water, Aqua и пиктограммой зонтика.
Стоит иметь в виду, что изображение листа дерева на шине не обозначает ее летнее использование. Таким значком производители помечают шины, которые обладают низким сопротивлением к качению, что снижает расход топлива, и/или в ней использованы эко-материалы.
На зимних шипованных шинах есть отдельные пометки, обозначающие различные виды шипов:
- AD – алюминиевые шипы;
- SD – шипы с твердосплавным сердечником;
- DD – шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью;
- OD – шипы с овальным сердечником;
- MD – пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
На шинах также указывается их соответствие стандартам и техническим требованиям (блок 8 на рисунке).
Буква Е в кружочке с цифровым индексом означает соответствие требованиям ECE (Economic Commission for Europe – Европейская комиссия по экономике). Цифровой индекс в кружочке – код страны, проводившей сертификацию (22 – Россия), вне круга – номер сертификата.
Обозначение DOT указывает на соответствие шины стандартам США – DOT (Department of Transportation – Министерство транспорта США).
Может также встречаться ссылка на ETRTO (European Tire and Rim Technical Organization – Европейская техническая организация по ободам и покрышкам) или FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards – Федеральный стандарт безопасности транспортных средств США).
Важным является указание на использование камеры в шине (блок 9 на рисунке):
- Tubeless или TL – бескамерная шина;
- Tube type или TT – шина для использования с камерой.
Обычно указывается только обозначение бескамерных шин. Бескамерные шины монтируются только на колесные диски, оборудованные дисками для бескамерных шин (с хампами). Использование бескамерных шин с не соответствующими дисками и установка камер в такие шины недопустима!
Также на шине часто указываются детали конструкции (блок 10 на рисунке). В частности, может быть указано:
- Steel – означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд;
- Plies: tread – состав слоя протектора;
- Sidewall – состав слоя боковины;
- а также число слоев корда в конструкции шины.
Согласно нормативным документам США на шине должны быть указаны:
- Temperature А, В или С – термостойкость шины при высоких скоростях на испытательном стенде (А – наилучший показатель);
- Traction А, В или С – сцепные свойства – способность шины к торможению на влажном дорожном полотне (А – наилучший показатель);
- Tread Wear – относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
Также на шины часто наносят TWI (Tread Wear Indicator – индикатор износа протектора). Сами индикаторы располагаются на протекторе, а знак на боковине шины показывает их расположение. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру (TWI), либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
На рисунке указан пример маркировки, используемой фирмой Nokian.
В данном случае цифры «выдавлены» на определенную глубину и их «исчезновение» показывает необходимость замены шины. Снежинка показывает сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм).